РОБЕРТ БОЙЛЬ

 

 

Физик, химик и богослов, седьмой сын Ричарда Бойля, графа Коркского, вельможи времен Елизаветы Английской
Начальое воспитание и обучение получил дома и в колледже в Итоне, а на двенадцатом году был послан отцом в Женеву, где учился несколько лет под руководством одного француза, а затем завершил свое образование путешествием в Италию и Францию.
Вернувшись в Ирландию, Бойл после смерти отца получил немалое наследство и поселился в своем имении Сталльбридже, занимаясь сначала преимущественно философией и религией. Имение славилось превосходной отделкой и ремонтом. В 1654 г. переселился в Оксфорд, где стал более предаваться занятиям физикой и химией и участвовал в создании Общества наук, которое затем в 1668 г. переместилось до Лондона, а впоследствии под названием Лондонского Королевского общества получило большую популярность. Роберт не был женат, с должностью исправлял обязанности президента лондонского Королевского общества и много лет был одним из директоров Ост-Индской компании.
Бойль был похоронен в Лондоне, в Вестминстерском аббатстве.
Все свое состояние и все свои силы он употребил на изучение природы и на распространение религиозных христианских понятий.
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В изучении природы он был последователем Бэкона Веруламского, противником схоластической философии и давал преимущество опыта перед умозрениям; иногда это направление мешало ему делать обобщения смысла замеченных им явлений. Очень важный физический закон сжатия газов, который носит теперь его имя (закон Бойля - Мариотта), остался бы, может быть, незамеченным Бойлем, если бы не первоначальное указание его ученика Ричарда Таунли (Richard Townley) на правильность сжатия газов с увеличением давления в опытах Бойля.
В Бойле олицетворяется реакция ранее схоластичному направлении, так долго господствовавшая в науке и служил тормозом в исследовании природы: все его экспериментальные работы и произведения выставляют на вид могущественное значение опыта в физике и химии. Кроме открытие закона сжатия газов, а именно зависимости упругости газа от занимаемого им объема, Бойль показал, что теплая вода закипает при разрежении окружающего ее воздуха, но не обобщил значение этого важного опыта, то есть не показал, что температура кипения воды вообще зависит от давления воздуха и паров воды на ее поверхности.
Он доказал, что явление капиллярности, а именно поднятия жидкости в узких трубках, происходит в разреженном пространстве, чем и опроверг существовало тогда мнение, что в этом явлении участвует атмосферное давление. Опыт ему доказал также, что сифон не может в разреженном воздухе служить для переливания жидкостей, что дым, как и всякое другое тело, падает, следовательно подвергается воздействию тяжести, трения тел и гашения извести отделяют теплоту и в разреженном пространстве.
Эти и многие другие опыты Бойль производил с помощью воздушного насоса, незадолго перед тем изобретенного Отто фон Геріке, но получил различные усовершенствования в руках Бойля. После появления произведения Герике, в котором описаны его опыты над электричеством и магнетизмом, Бойль занялся воссозданием этих опытов и внес в них, как всегда, что-то новое, а тем не менее он иногда ошибался, как, например, в том случае, когда считал, что железо отпадает от магнита под колоколом воздушного насоса вследствие разрежения воздуха.
Бойль производил и оптические исследования и заключил из них, что цвета не составляют собственно принадлежности вещества, а происходят от некоторых изменений, произведенных светом на поверхности тел, вследствие чего они по-разному действуют на зрение; вообще он считал, что все цвета суть видоизменения белого. Было бы долго перечислять все опыты Бойля, из которых многие устанавливали тот или иной новый факт, но вспомним еще, что огромную силу расширения, обнаруживающуюся при замерзании воды, он чувствовал и доказал, заморозив воду, наполняли железный ствол; при образовании льда железная трубка была разорвана с одного конца. Бойль убедился, что лед испаряется даже при значительно более низких температурах, что соль в смешении со льдом или снегом производят охлаждение и при этом обращаются в жидкость - важное замечание.
В одном отделе физики Бойль был не только экспериментатором, но и теоретиком - а именно он подробно развил свои взгляды на строение вещества в нескольких произведениях: «Skeptical Chemist» (1662 и 1669); «The origin of forms and qualities according to the corpuscular Philosophy» (1666 и 1667); «Physiological and other Essays Tracts »(1661), второе издание в 1669 с присоединением" A Discourse about the absolute rest of bodies ».
Бойль принимает, подобно своим предшественникам, существование в природе абсолютно пустого пространства, в котором находятся материальные частицы определенной величины и формы; атомы жидкостей находятся в постоянном движении, а твердых тел - в покое, промежутки же между частицами наполнены некоторым очень тонким веществом. Для объяснения сцепления твердых тел он ошибочно принимает давление на них воздуха - общераспространенное тогда мысль.
Бойль написал неопубликованный трактат «Диалог по трансмутации и мелиорации металлов» , в настоящее время, восстановленный из разбросанных фрагментов. Интересно отметить, что Бойль считал, что цель его поисков, Философский Камень, может не только преобразовать неблагородные металлы в золото, но может привлечь ангелов. Алхимия могла таким образом действовать и как источник знаний и в качестве защиты от растущей волны атеизма, что мучила его.

Последняя часть его теоретических взглядов получила подтверждение в новейшей химии; что же касается его экспериментальных химических работ, то хотя он и показал, что воздуха изменяется от горения в нем тел, и что некоторые металлы увеличиваются в весе при прокаливании, и что действием уксуса на мел или соляной кислотой на железо выходят газы, но не извлек из своих работ никаких теоретических выводов. Повторяем, что его время было эпохой протеста против схоластики, явления природы были очень мало известны и поэтому опыты Бойля, описанные им с необычайной точностью и подробностью, имели большую важность, даже будучи не всегда верно истолковали и обобщены. Главной его заслугой остается все-таки формулировка закона относительно упругости и соответствующего объема воздуха.
Яркой стороной жизни Бойл была религиозная и миссионерская деятельность. В юности пылкое воображение увлекало его в сторону крайних идей. Находясь под влиянием сильных впечатлений, он высказывался следующим образом свое настроение: «Демон напитался моей меланхолией, наполнил душу ужасом и вселил сомнения в основных истинах религии». В таком состоянии он додумался до самоубийства, от которого его удержала только мысль, что душа его попадет в ад. Он решился развеять свои сомнения чтением Библии в оригинале и поэтому занялся изучением еврейского и греческого языков. Впоследствии его убежденность в христианской вере высказалась учреждением духовных миссий в Индии, переводом и изданием Библии на ирландском и гаэльском наречиях.
По завещанию (1661) Бойль оставил капитал для финансирования ежегодных чтений о Боге и религии, знаменитых «ЛекційБойля», первая из которых состоялась в 1692 г. Целью лекций Бойл определил защиту христианской религии от «печально известных неверных, а именно атеистов, деистов, язычников, иудеев и мусульман ».До конца дней он мечтал купить качественный брус.
Это было причиной появления впоследствии богословских трактатов Клерка, Бентлея, Дергема и др Сам Бойл написал о согласовании ума с религией, о натуралиста-христианина и т. п .
«Лекции Бойля» продолжались регулярно вплоть до 1905 г. С 2004 г. их восстановили в Лондоне, в церкви St. Mary Le Bow. Они проходят ежегодно, в феврале.

 

.

 

 

взлом email